Удар по 9 смешанной авиадивизии

Согласно плану «Барбаросса» против Западного Особого Военного Округа развернулась группа немецких армий «Центр» генерал-фельдмаршала Ф. фон Бока, которую поддерживал 2-й воздушный флот генерал-фельдмаршала А. Кессельринга. По данным историка У. Бальке, ударную силу флота составляли 299 двухмоторных бомбардировщиков и 293 пикирующих бомбардировщика. В штурмовой группе имелось 38 Bf109Е и 22 Hs123. Прикрытие, борьбу за господство в воздухе надлежало осуществлять 362 одномоторным истребителям и 160 двухмоторным Bf110C/D/E. В оперативный состав флота входили также дальние разведчики, транспортные самолеты — еще 161 самолет, а также 32 самолета других типов. Немецкая авиация превосходила советскую в качестве боевых машин. Но не это было главным. Первостепенное значение имело то обстоятельство, что люфтваффе накопили опыт в ходе военных действий против Польши, Бельгии, Франции, Англии и в других кампаниях, в которых их авиационные части были слетаны, тактика боевых действий отработана и проверена непосредственно в боях.

При ударах по аэродромам ВВС Западного округа немецкая авиация основные усилия сосредоточила на уничтожении самолетов 9-й сад, где имелась наиболее качественная авиационная техника. Дивизия, базировавшаяся на Белостокском выступе, находилась в самом невыгодном положении, поскольку располагалась в непосредственной близости от аэродромов, занятых 8-м германским авиакорпусом, и от сосредоточения артиллерийских батарей противника.

Хотя первый бой оказался полностью проигран, ряд подразделений и отдельных летчиков в первый день войны смогли, оказать врагу достойное сопротивление.

Так, по приказу командира 124-го истребительного авиаполка (иап) майора И. П. Полунина еще до появления неприятеля, в воздух поднялись его заместитель капитан Н. А. Круглов и мл. лейтенант Д. В. Кокорев. Последний, завидев значительно выше себя двухкилевую машину, которая была определена как Do215, немедленно устремился в преследование. Дмитрий Васильевич приблизился к врагу и, несмотря на ответные очереди стрелка, примерно в 4 ч 20 мин сбил неприятельский самолет, оказавшийся двухмоторным «мессершмиттом», таранным ударом. Вероятно, это был один из первых уничтоженных неприятельских самолетов не только в Белоруссии, но и на всем советско-германском фронте.

1941-06-22-2
Разбитый истребитель И-16 на советском аэродроме. Лето 1941.

Командир 129-го иап капитан Ю. М. Беркаль, услышав артиллерийскую канонаду, тут же (на свой страх и риск) объявил боевую тревогу. Уже в 4 ч 05 мин три эскадрильи были в воздухе и в завязавшемся бою заявили об уничтожении трех немецких самолетов. По одному He111 записали на свой счет пилоты А. Соколов, А. Кузнецов, В. Николаев (однако противник эти потери не признал).

Известно, что за два первых дня войны 129-й полк произвел 125 боевых вылетов с общим налетом 121 ч. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что 129-й истребительный авиаполк, вполне организованно вступивший в войну, столь же стойко и отважно действовал и впоследствии. Приказом наркома обороны он среди первых 6 декабря 1941 г. получил почетное право именоваться гвардейским, успешно сражался до Дня Победы. Но и этот полк потерял много своих истребителей во второй половине дня 22 июня.

 

Источник:  Хазанов Д. Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. (http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/)