Гибель «Иосифа Сталина»

Вывод с полуострова Ханко 25-тысячной группировки советских войск происходил в несколько этапов. Последних защитников Ханко (около 2500 красноармейцев) вместе с местными жителями было решено вывезти на корабле «Иосиф Сталин». Этот семипалубный товарно-пассажирский турбоэлектроход был построен в 1939 году в Амстердаме для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград—Лондон). «Иосиф Сталин» покинул порт Ханко перегруженным. На его борту находилось 5589 пассажиров и 108 человек экипажа, при штатной пассажировместимости 512 человек. Конвой состоял из двух эсминцев, шести тральщиков, семи катеров морских охотников и четырех торпедных катеров.

При 7-балльном штормовом ветре и слепившей глаза вьюге тральщики разминировали канву для прохождения советских минных полей. Но произошло непоправимое… В 01.14 при перемене курса трудноуправляемый «И.Сталин» вышел из протраленной полосы, у его левого борта раздался взрыв мины, который сразу же вывел из строя автоматику управления рулями. Судно, двигаясь по инерции, вошло в минное поле. Через две минуты вторая мина взорвалась с правого борта лайнера. Затем последовал третий взрыв, четвёртый… Сразу же после первого взрыва капитан Николай Сергеевич Степанов приказал закрыть металлические перегородки, но спасти корабль было уже невозможно. У «И.Сталина» отвалились и затонули носовая часть и корма, уцелела только середина судна, забитая людьми – мертвыми, живыми и ранеными. Вдобавок ко всем бедствиям финская батарея Макилуото открыла артиллерийский огонь по нашим кораблям. От попадания 12-дюймового снаряда на лайнере произошла детонация боеприпасов. Во время обстрела кто-то на верхней надстройке выбросил белую простыню, но его тут же застрелили. Среди льдов Финского залива тысячи людей искали спасения, но холод убивал их одного за другим. Порядок на судне, в этих отчаянных условиях, с трудом наводил комендант транспорта «И.Сталин» капитан-лейтенант Галактионов, командовавший 50 вооруженными автоматами краснофлотцами. Им несколько раз приходилось открывать огонь по паникёрам. На неуправляемом судне оставались капитан корабля и больше 3000 человек, в основном красноармейцы. Некоторые офицеры предлагали открыть кингстоны и затопить корабль вместе с людьми, чтобы не попасть в руки врага. Однако Галактионов не позволил совершить коллективное самоубийство. Тральщикам и катерам удалось снять с тонущего судна и подобрать из воды 1740 человек. Попытки оказать несчастным помощь продолжались до 5 декабря, когда «И. Сталин» сел на мель возле мыса Лохусалу (Эстония). Люди пытались покинуть судно любыми путями. Из лежащих на палубе бревен несколько десятков бойцов изготовили плот, на котором ушли от судна. Судьба этого плота и людей на нем осталась неизвестной. Вторая группа красноармейцев тоже сколотила и связала своими поясами небольшой плотик, на который вскочили десятки людей. Неустойчивое сооружение зашаталось, и многие свалились в воду. Когда плот отчалил от судна, на нем остались 11 человек. За восьмичасовой дрейф к эстонскому берегу плот несколько раз переворачивало. До берега добралось 6 окоченевших людей. Неизвестные, вооруженные автоматами, подобрали их, доставили в теплое помещение, отогрели кипятком и передали немцам. Оставшихся в живых на судне захватили немцы и отправили их в концлагеря.

После войны стало известно, что немцы передали финнам около 400 советских военнопленных для восстановления Ханко. После выхода Финляндии из войны все военнопленные вернулись на Родину. Капитан Н.С.Степанов был помещен в немецкий концлагерь под Таллином. Через три года после освобождения Эстонии Красной армией, его расстреляли без суда и следствия за «предательство» (впрочем, эти данные пока не подтверждены документально). Галактионов после плена исчез, по слухам, он был репрессирован. 11 июля 1945 года «Иосиф Сталин» был поднят со дна и приведен в Таллин, где впоследствии разрезан на металл.

Источник: http://sergeytsvetkov.livejournal.com/172033.html

Добавить комментарий