Бой в бухте Лыу

«Москитные силы» Балтийского флота активно участвовали в боях за острова Моонзундского архипелага, боролись с немецкими конвоями, направлявшимися в Рижский залив. Особенно драматичным оказался бой 27 сентября, вошедший в советскую историю как бой в бухте Лыу. Этот бой, не имевший для Кригсмарине большого значения, является одним из наиболее крупных боевых столкновений советской береговой обороны с военными кораблями противника за всю историю её существования.

С немецкой стороны в бою участвовали крейсер «Лейпциг», один эсминец типа «1936А», пять миноносцев (Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11) и, возможно, два торпедных катера типа «S-26»Советская береговая оборона в районе бухты Лыу состояла из 315-й батареи и батареи 25-А. Если 315-я батарея представляла собой капитальное сооружение, имевшее на вооружении четыре 180-мм орудия, расположенных в башнях, то батарея 25-А была типичным временным сооружением, имевшим на вооружении одно расположенное на открытой площадке 130-мм орудие. Кроме артиллерии советское командование располагало четырьмя торпедными катерами под общим руководством старшего лейтенанта В. П. Гуманенко.

С утра 26 сентября немецкий отряд приблизился к побережью п-ова Сворбе. В 6 часов утра немецкие корабли (крейсеры «Лейпциг», «Эмден» и 3 миноносца) впервые обстреляли позиции советских войск и береговую батарею №315. Из-за плохой видимости самолёт-корректировщик использовался только для противолодочного патрулирования, что снизило точность стрельбы. Обстрел продолжался до полудня, после чего немецкие корабли отошли.

На следующий день все повторилось, только с задержкой почти на полчаса. около 9 часов 20 минут крейсер «Лейпциг» стал на якорь, а шесть (по другим данным – восемь) кораблей эскорта находились к северу от него, прикрывая флагман от возможных атак подводных лодок. Около 9 часов 25 минут крейсер «Лейпциг» катапультировал самолёт-корректировщик и через 5 минут открыл огонь из главного калибра. Вскоре открыли ответный огонь советские батареи №315 и 25-А.
В 9 часов 35 минут четыре советских торпедных катера (№67, №83, №111, №164) вышли из своей базы в бухту Лыу с задачей атаковать лёгкие корабли противника. Во время перехода катера трижды подверглись атакам немецких самолётов. В 10 часов 25 минут дозорные катеров обнаружили сначала дымы, а затем и силуэты немецких кораблей. Около 11 часов «Лейпциг» снялся с якоря и через 20 минут по катерам открыли огонь крейсер и корабли эскорта. Дальнейшая торпедная атака происходила следующим образом:

  • катер №83 поставил дымовую завесу для прикрытия атаки, а затем атаковал торпедой один из миноносцев;
  • катер лейтенанта Ущева с дистанции в 5–6 кабельтовых атаковал торпедой крейсер «Лейпциг»;
  • катер лейтенанта Ущева атаковал торпедой миноносец;
  • катер лейтенанта Афанасьева атаковал крейсер «Лейпциг» двумя торпедами;
  • немецкий снаряд попал в таранный отсек катера №83;
  • катер лейтенанта Ущева снял экипаж с катера №83 и поджёг судно пулемётным огнём.

Около 11 часов 40 минут торпедные катера прекратили атаку.

Немецкие корабли, расстрелявшие большую часть боезапаса основного калибра по катерам, были вынуждены уйти. Больше в обстрелах советских войск они не участвовали.

Источники: http://warspot.ru/1874-nenuzhnyy-korabl-krigsmarine

http://maxpark.com/community/14/content/3351197

http://igor-ktb.livejournal.com/12476.html

Добавить комментарий