Катера против конвоя

К середине июля 1941 г. немецко-фашистские войска заняли Латвию, южную часть Эстонии и вышли на побережье Рижского залива. Понеся большие потери в людях и технике, враг вскоре стал испытывать острый недостаток в силах и средствах, пополнение которых по наземным коммуникациям было затруднено. В этих условиях морские сообщения, связывающие южные порты Германии с Ригой, приобрели для противника очень важное значение. Некоторые конвои состояли из 20–30 транспортов, барж и шхун с охранением в 10–20 миноносцев, сторожевых кораблей, катеров и тральщиков. Чтобы воспрепятствовать их движению в Ирбенском проливе и Рижском заливе, советское командование создало ударную группу из торпедных катеров и истребительной авиации, которая должна была взаимодействовать с береговыми батареями полуострова Сырве.

1941-07-1312 июля 1941 г. противник под прикрытием авиации пытался провести конвой из 50 кораблей и транспортов при охранении 8 миноносцев, 3 сторожевых кораблей и большого числа сторожевых и торпедных катеров. Первый удар по конвою нанесла авиация, а когда он вошел в Ирбенскнй пролив, вступила в бой береговая батарея полуострова Сырве. Совместными усилиями береговая батарея и авиация днем 12 июля потопили пять транспортов, повредили один сторожевой корабль и сбили одни самолет противника. Для уничтожения оставшейся части вражеского конвоя из Рохукюла вышли эскадренные миноносцы «Энгельс», «Гордый», «Грозящий», «Стойкий» и «Сильный» и сторожевые корабли «Туча» и «Снег», к которым присоединились два эскадренных миноносца из Таллина («Стерегущий» и «Сердитый»). Ночью за конвоем вели наблюдение подводные лодки; сами они не могли производить атаки вследствие малых глубин, но сделанные их командирами оповещения о движении конвоя позволили 13 июля нанести по нему ряд последовательных ударов.

Первыми атаковали противника торпедные катера старшего лейтенанта Владимира Поликарповича Гуманенко, впервые в истории военно-морского искусства действовавшие против сильного конвоя в условиях хорошей видимости. Гуманенко, правильно оценив обстановку, атаковал двумя группами хвост конвоя, где у противника было меньше кораблей охранения. Благодаря тактической внезапности и стремительности атаки гитлеровцы не успели развернуть силы охранения для отражения торпедных катеров. Последние же выходили для торпедного залпа на предельно короткие дистанции, в результате чего все торпеды попадали в цель. Прикрывшись дымовой завесой, торпедные катера оторвались от противника, потопив два транспорта. После ухода торпедных катеров вражеский конвой преследовала бомбардировочная авиация, которая потопила и повредила еще шесть транспортов и два миноносца.

И хотя в бою имелись ошибки (отсутствие единого командования, слабость управления и недостаточно отработанное взаимодействие разнородных сил), результаты его оказались замечательными: из 48 кораблей и судов противника было потоплено 11 (10 транспортов и моторных лайб, один миноносец). 13 транспортов и других судов и один миноносец получили повреждения, кроме того, было сбито восемь самолетов противника.

Источники: http://militera.lib.ru/h/perechnev_ug/12.html

http://www.litmir.co/br/?b=236951&p=8

http://waralbum.ru/213907/

 

Добавить комментарий